«Патентный поверенный» |
№ 6_2011 |
О широте российских просторов, С.Б.УСКОВА патентный поверенный, директор ЗАО «Усков и партнеры» (Санкт-Петербург) Автор размышляет об особенностях товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих обозначений, практике их регистрации и использования. Несколько лет назад мы на машине путешествовали по Алтаю. Во время пути от Санкт-Петербурга до Чемала ко мне пришло осознание того, что территория России действительно огромна. А на кордоне Телецкого озера, в тайге посетила крамольная мысль о том, что моя любимая работа совсем не нужна в этих краях. У людей совсем другие заботы, никак не связанные с неизвестными им товарными знаками. Понимание этих, казалось бы, очевидных вещей стало предпосылкой для написания данной статьи.
В четвертой части ГК РФ появилось понятие «коммерческое обозначение». Введение данного средства индивидуализации, несомненно, преследовало благую цель защитить интересы небольших компаний и/или индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги на некой ограниченной территории. Часто это небольшие предприятия сферы обслуживания, представленные в единственном числе. Их владельцы не собираются расширять бизнес и работают с одной торговой точкой, двумя салонами, тремя химчистками и т.д. Однако, на мой взгляд, коммерческое обозначение по сути представляет собой кота в мешке, те самые предпринимательские риски, которые невозможно заранее просчитать. Мнение мое основано на том, что это средство индивидуализации не подлежит какой-либо обязательной регистрации. Появившиеся с легкой руки г-на Кудакова реестры стали вести торгово-промышленные палаты. Такую услугу, как внесение коммерческого обозначения в реестры, предлагают, например, в Новгороде и Вологде. Судя по тому, что есть желающие внести в эти реестры информацию о своих коммерческих обозначениях, их владельцы хотят защитить свои права и получить какие-то документы. Так, на сайте Пермского краевого совета ВОИР поясняется, что регистрация осуществляется в целях содействия юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям закреплению их исключительных прав на коммерческие обозначения, в том числе подтверждению факта принадлежности коммерческого обозначения конкретному правообладателю, фиксации даты его создания и начала использования, содействию обеспечения его известности в пределах Пермского края. Однако все проанализированные реестры ведутся в заявительном порядке, никакой экспертизы не проводится, и по сути внесение информации в такой реестр аналогично направлению себе заказного письма с информацией, которая в дальнейшем может послужить доказательством даты начала использования обозначения. В реестре коммерческих обозначений предприятий и предпринимателей Новгородской области (www.novgorodtpp.ru) семь коммерческих обозначений. Ниже рядом с ними указаны выявленные товарные знаки, зарегистрированные в отношении однородных услуг: «Егоза» (розничная торговля) «Егоза», № 236050; «Выбор» (оптовая и розничная торговля) «Выбор союз», № 331913; «Автомир» (розничная торговля) «Автомир», № 291430, 280733, 368117; «Цветущая сакура» (медицинские услуги) «Сакура», № 182906; «Автополюс» (торговля) «Автополюс», № 349288. При первом рассмотрении, без анализа фирменных наименований, счет в пользу товарных знаков. Внесение в реестры коммерческих обозначений лишь иллюзия защиты, за которую предприниматели ежегодно платят деньги. Могу предположить, что такая ситуация не в полной мере устраивает владельцев коммерческих обозначений. Посмотрим на ситуацию глазами правообладателя (заявителя) товарного знака. Мы проводим для клиентов предварительные поиски по зарегистрированным знакам и заявкам, мы можем проверить фирменные наименования по реестру федеральной налоговой службы, можем иметь информацию по доменным именам и даже проверить эмблемы некоммерческих организаций. Теоретически можно даже просмотреть существующие реестры коммерческих обозначений. Но как узнать, что в небольшом городке в Сибири уже есть салон красоты с интересующим клиента названием или небольшая клиника в поселке городского типа, куда через несколько лет захочет развить свою сеть наш доверитель? Учитывая, что полную информацию о коммерческих обозначениях практически невозможно получить и что коммерческое обозначение используется при оказании услуг, очевидно, имеет смысл рассмотреть возможность разделения регистрации знаков обслуживания на два уровня: общероссийский и региональный. Региональные знаки смогут заменить коммерческие обозначения. Есть услуги, и их довольно много, которые являются небольшими региональными проектами. Несколько стоматологических клиник, принадлежащих одному владельцу, салон ландшафтного дизайна, где специалисты знают местные условия, климат, рекомендуют растения и выезжают по вызову, сеть химчисток в Москве или Санкт-Петербурге, сеть магазинов шаговой доступности. Есть компании, у которых нет необходимости регистрировать товарный знак на территории России. Это может быть связано со спецификой оказываемых услуг, финансовыми возможностями, необходимостью контроля качества, амбициями владельца и другими обстоятельствами. При этом некоторые услуги, например транспортные или банковские, вероятнее всего, потребуют общероссийской регистрации. Но это должен быть выбор заявителя. Выбор регистрации по региону поможет представителям малого и среднего бизнеса защитить свое название без дополнительных расходов, разделить сферы влияния в правовом поле, минимизирует расходы на выбор новых названий, замену вывесок и их согласование. При предложенном способе регистрации зарегистрированные на территории России знаки обслуживания не будут формально сдерживающим фактором. Слово «формально» в данном случае относится к ситуации, когда в связи с отсутствием смешения в гражданском обороте и даже такой возможности какие-либо серьезные санкции правообладателя сходного (тождественного) товарного знака, зарегистрированного в отношении однородных услуг, весьма маловероятны. Например, когда планируется открыть парикмахерскую в Санкт-Петербурге, а товарный знак для данных услуг зарегистрирован и используется во Владивостоке. Несомненно, можно заключить лицензионный договор с правообладателем, но будет ли это оптимальным решением для бизнесмена из Санкт-Петербурга? Следует отметить, что такое «формальное» владение товарным знаком на практике может привести к ситуации, когда с помощью административной и/или уголовной ответственности небольшие компании принуждаются к заключению лицензионных договоров или договора об отчуждении прав на товарные знаки, что негативно сказывается на развитии бизнеса. Технически вопрос регистрации на двух уровнях должен, как и сейчас, решаться в Роспатенте. Заявитель при подаче заявки указывает, на какую территорию (Российской Федерации, субъекта или субъектов федерации) он претендует. В охранном документе и государственном реестре делается соответствующая отметка. Эта информация будет доступна при проведении предварительных поисков и позволит заявителю принять решение о подаче заявки в зависимости от планов по использованию обозначения. Возможно, возникнут вопросы, связанные с соответствием данного предложения ст. 8 Конституции Российской Федерации. Однако для регистрации средств массовой информации такая проблема не ставится, как и для коммерческих обозначений, которые могли бы заменить региональные знаки обслуживания. |